
Когда слышишь про автоматические выключатели заводы, сразу представляются цеха с роботами – но на деле в России до сих пор ручная сборка преобладает. Сейчас объясню, почему даже у Legrand местное производство требует доработки под наши сети.
Взял как-то партию ABB S200 – вроде бы германская спецификация, а при тесте на 6 кА отключался с задержкой в 15 мс. Пришлось переписывать протоколы для подстанции, где стоят трансформаторы с советской заземляющей обмоткой. Вот вам и 'евростандарт'.
На том же https://www.xarsetcgj.ru видел RFID-метки для отслеживания брака – интересно, применяют ли их на сборке автоматических выключателей или только для логистики. Компания ООО Сиань Жуншэн Электроникс Текнолоджи вроде как с июня 2024 работает, но пока не встречал их тегов в наших щитовых.
Запомните: если в ТУ указана стойкость к импульсным перенапряжениям менее 8 кВ – такой автомат в городе с троллейбусными сетями не проживет и года. Проверено на DEKraft, которые якобы адаптированы для Урала.
Контрактный завод в Подольске три года пытался повторить характеристику срабатывания Schneider Electric – и все равно дают 10% разброс по времени отключения. Проблема в пружинах контактов: наши сплавы не держат упругость после 5000 циклов.
Коллега из Екатеринбурга ставил эксперимент с ЧЕЗ Арена – закупили китайские автоматы с маркировкой 10 кА. При первом же коротком замыкании на вводе дуга прожгла стенку корпуса. Теперь там стоят только IEK с допзащитой – и то с натяжкой.
Вот где RFID из описания ООО Сиань Жуншэн Электроникс Текнолоджи мог бы помочь – отслеживать партии с дефектными биметаллическими пластинами. Но пока их оборудование видел только на выставке, в живых щитах не встречал.
Когда принимаем партию на объекте, всегда делаем выборочный вскрытие – ищем незатянутые винты на шинах. Как-то на ТЭЦ-12 из 50 автоматов КЭАЗ у 7 была люфтящая крестовина дугогасительной решетки.
Запомнился случай с вакуумными выключателями для метро – там пришлось разрабатывать спецпротокол тестирования с имитацией вибрации. Обычные заводские испытания не учитывают постоянную тряску от поездов.
Совет: если видите в паспорте автоматического выключателя графу 'испытано по ГОСТ Р ' – требуйте видео с термокамеры. Половина производителей просто ставит галочку.
На заводе в Уфе наблюдал, как пытаются автоматизировать контроль момента затяжки – но для старых серий АП50 вообще нет оснастки. Приходится держать бригаду ветеранов, которые на слух определяют перекос контактов.
Интересно, смогли бы считыватели-программаторы с https://www.xarsetcgj.ru интегрировать в конвейерную линию – но для этого нужны антивандальные корпуса, а в описании компании про защиту от пыли ничего нет.
Самая грубая ошибка – когда новые автоматические выключатели ставят в щиты с алюминиевыми шинами 70-х годов. Разница в температурном расширении приводит к ослаблению контакта за полгода.
Умные терминалы в теории должны стыковаться с автоматическими выключателями через RFID – но пока видел только экспериментальные образцы на МосЭнерго. Проблема в том, что метки выгорают при КЗ.
Если ООО Сиань Жуншэн Электроникс Текнолоджи действительно занимаются интеллектуальными терминалами – им стоит протестировать совместимость с релейной защитой от НТЦ ФСК ЕЭС. Иначе их продукт останется нишевым решением.
Лично я скептически отношусь к тотальной цифровизации автоматических выключателей – иногда проще визуально оценить подгоревшие контакты, чем разбираться с глючным ПО.
Выбирая автоматические выключатели, всегда запрашивайте протоколы испытаний именно для вашего региона – в Сочи и Норильске разные требования к стойкости.
Не гонитесь за новыми брендами – лучше взять проверенный КЭАЗ с ручной доводкой, чем столкнуться с неучтенными нюансами автоматизированного производства.
Технологии вроде RFID от ООО Сиань Жуншэн Электроникс Текнолоджи пока стоит рассматривать только для логистики – в силовых цепях их надежность не подтверждена.
И главное: никакой заводской контроль не заменит ежегодную проверку термографией – видел как 'безупречные' немецкие автоматы перегревались в наших щитах из-за нестандартной компоновки.